Первые сведения о пребывании евреев в Закарпатье относятся к концу XVII века. Речь шла о единицах. В Ужго­роде в 1690 году проживали 2-3 еврейские семьи. Но числен­ность евреев в области росла довольно быстро. В теперешнем областном центре Ужгороде (древнее название города -Унгвар), небольшая еврейская община была создана уже в 1724 г. В 1777 при общине была открыта школа, а в 1805 г. построена первая большая общегородская синагога. В 1849 г. в Ужгороде и комитате Унг (административная единица тех времен, объединяющая несколько районов) уже проживало 6717 евреев (все население комитата составляло в это время 108 286 человек). (Социография Ужгорода и комитата Унг Ужгород, 1940 г. На венгерском языке. Из статьи известного историка евреев края Мора Горовица).

Ужгородская ортодоксальная синагога

    Подобный быстрый рост еврейского населения был ха­рактерным и для других частей области. Параллельно воз­растал удельный вес предпринимательской деятельности евреев в экономике региона. При их участии создавались промышленные предприятия, росла их роль в торговле. На­полнялась содержанием также духовная и религиозная жизнь. Характерно в этом отношении то, что именно в Уж­городе жил всемирно известный знаток талмуда - торы Шломо Ганцфрид, автор знаменитой книги «Кицур Шулхан Арух» (краткое изложение свода законов иудаизма), извес­тной во всем еврейском мире. Книга была написана в 1864 году. Ее автор похоронен в Ужгороде в 1886 году.

    Еврейское население области увеличивалось за счет естественного роста. Значительной была миграция из других регионов, главным образом Галиции, которая после 3-го раз­дела Польши вошла в состав империи Габсбургов. Это было обусловлено не только экономическими причинами. Дело в том, что здесь, особенно в ее венгерской части, сформирова­лись более благоприятные условия для проживания евреев.

 Рост еврейского населения области, наметившийся в первой половине XIX века, продолжался нарастающими темпами и в дальнейшем. Это объясняется, прежде всего, притоком еврейского населения из других регионов авст­рийской империи, главным образом, из Галиции. Эта мигра­ция была обусловлена не только экономическими причина­ми. Уже венгерская буржуазно-демократическая революция 1848-1849 г.г. провозгласила равноправие всех народов, в т.ч. и евреев. Но эта революция была подавлена при помощи царской России. Ее плоды по-настоящему созрели в 1867 г., после провозглашения т.н. дуализма, т.е. создания вместо единой империи Габсбургов, двуединой Австро-Венгрии.

Для венгерской части империи начались годы либера­лизации экономической, общественно-политической и ду­ховной жизни. В стране бурно развивалась промышленность, создавались, не без участия евреев, заводы, наметился рас­цвет национальной науки и культуры, духовной жизни.

Этот процесс не обошел и северо-восточную Венгрию, т.е. Подкарпатский край. Одним из первых актов нового вен­герского правительства было провозглашение свободы веро­исповедания. Евреям, наравне с другими конфессиями, было предложено зарегистрироваться в министерстве культов. С этой целью был созван конгресс еврейских общин. Но к единому мнению они не пришли. Не удалось прийти к со­глашению и на конгрессе, созванном год спустя. Религиоз­ная жизнь евреев Венгрии оставалась разобщенной, разде­лённой на несколько течений — от строго ортодоксальных до реформистских. Но эта разобщенность не отразилась на отношении к евреям со стороны властей. Общины — разные ее течения — пользовались свободой деятельности.

Рост еврейского населения, укрепление его экономиче­ского положения создали возможность не только для укреп­ления материальной базы общин, но и для строительства сво­их социальных и культурных учреждений. В Ужгороде, например, была построена большая синагога — настоящий шедевр мавританской архитектуры. Она была передана в пользование в 1904 году; здесь же была создана первая об­щинная больница, значительно расширенная в начале 20-х годов на средства зажиточных евреев, в т.ч. тех выход­цев из города, которые проживали в США.