Наш обзор жизни закарпатских евреев был бы не пол­ным, если бы мы подробно не остановились на 20—30-х го­дах. Присоединение Закарпатья к Чехословацкой респуб­лике после первой мировой войны означало приобщение к ценностям западной цивилизации и демократии, на прин­ципах которой строилась республика. Эти принципы пред­полагали полную свободу совести и союзов, развертывание основ самоуправления. 

Кроме других источников, можно обратится к венгер­ской еврейской энциклопедии, материалы которой отража­ют положение за первые десятилетия прошедшего века. Под­черкивается бедность населения края, в т.ч. евреев (каким либо имуществом располагало 5% населения, значительная часть еврейского на­селения занималась сельским хозяйством, мелким ремеслом). В энциклопедии ука­зывается, что боль­шую роль в жизни ев­реев области играла благотворительность. Кроме женских орга­низаций, основную работу в этом плане проводил Джойнт, центральное бюро которого находилось в г. Мукачево. На его содержании был сиротский дом, в котором содержались 300 детей. При помо­щи Джойнта в 1926 году создана типография «Некуда» и издательство, а также несколько предприятий. С 1919 года инвестиции Джойнта в области составили 700 тысяч долла­ров. В каждом большом еврейском центре учреждены кре­дитные товарищества. Их было одиннадцать. Они содейство­вали, главным образом, развитию мелкой торговли, поддерживали ремесленников-кустарей. Членами товари­щества являлись почти 500 человек. Кредиты, размещен­ные до конца 1926 года, превысили 5 миллионов чехосло­вацких корон. После 1918 года евреи края организовывались на нацио­нальной основе. В городах Мукачево и Виноградово (тогда Севлюш) для евреев предусматривалась должность замес­тителя мэра.

Из 93 023 евреев признавали себя евреями по нацио­нальности 85 %, их родным языком был идиш. В 1921 году в Мукачево было создано объединение ивритских школ. Та­кие школы работали в городах Мукачево, Хуст, Свалява, Торунь, Ясиня и Берегово, позже также и в Ужгороде. В 1923 году в Мукачеве была открыта первая в Чехословац­кой республике ивритоязычная реальная гимназия. В ее рам­ках с 1927 года действовала семинария по подготовке учи­телей на иврите.

Более подробные данные содержат главы энциклопе­дии по отдельным городам. В Ужгороде из общего населе­ния 20 213 — евреи составляли 5305 человек. Ужгородская ортодоксальная община насчитывает двести лет: Хевра Ка-дыша создана в 1788 году, что подтверждает документ из архива общины. Со времени существования общины ее воз­главляли 10 известных главных раввинов. Первыми из них был Леба Райзман. Община обладает несколькими синаго­гами: фонд общества Поал Цедек построил синагогу в 1855 году, а общество Клаус возвело синагогу в 1908 году. Боль­шую, отличающуюся оригинальной архитектурой синагогу на берегу реки Уж передали в пользование в 1904 году.

Годичный бюджет общины составлял 960 тысяч чехо­словацких крон, 140 тысяч из них ежегодно тратились на социальные и филантропические цели. Община располагала несколькими благотворительными фондами.

     Самым известным центром еврейской жизни является город Мукачево, прославившийся консерватизмом и после­довательным соблюдением иудаистских заповедей. В 1744 году в городе проживало уже 80 еврейских семьей, первая синагога была построена в том же году. В 1876 году были созданы приют для неимущих и больница.

Согласно переписи, в 1823 году в Мукачеве проживало уже 202 еврейские семьи. В том, что в Мукачеве неукосни­тельно соблюдались вековые традиции иудаизма в перво­зданной чистоте, главная заслуга действовавших здесь раввинов. Первым из них был Лейбиш Реб. После его смер­ти место главного раввина города занял Абрахам Готесман, а вслед за ним — Цеви Элимелех Шпира, всемирно извест­ный знаток Торы, автор нескольких известных трудов. Он был основоположником всемирно известных раввинов из этого семейства. С 1882 года главным раввином стал Сала-мон Шпира, вслед за ним возглавил общину его сын Герш Шпира, а с 1913 года место главного раввина занимал сын последнего Лазар Шпира, оставивший глубокий след в рели­гиозной жизни не только города, но и далеко за его преде­лами. Широкоизвестна созданная в 1921 году ешива, кото­рой руководил Лазар Шпира. Среди ее учеников немало выходцев из разных зарубежных стран. В школе Талмуд-Тора учились свыше 600 мальчиков. Во введении общины находились несколько фондов. Благотворительной деятель­ностью занимались также женские общества. Бюджет общины составлял почти 900 тысяч крон, из них на фи­лантропические и социальные нужды ежегодно тратилось 80 тысяч чехосло­вацких крон.

 

Разнообразную и широкую деятельность проводили евреи Берегова, объединенные вокруг местной общины. В 20-е годы из 18 тысяч жителей около 5 тысяч были евреи. Их коммерческая и общественно-культурная деятельность значительно способствовала улучшению условий жизни не только жителей города, но и окрестных сел — отмечается в энциклопедии. Еврейские виноторговцы города способствовали подключению этой отрасли к мировому виноторговому рынку. Значительно улучшили занятость населения кирпичные заводы, основанные семьями Вари, Конт и Винклер. Еврейское ипотечное общество поддерживает малоимущих жителей, выделялась и общественная деятельность общества еврей­ских женщин и девушек. Его создала врач Амалия Браун.

    Признанием благотворной деятельности общины и создан­ных при ней общественных организаций явилось избрание многих его членов в руководящие органы города и области.

    Во второй половине XIX и первой половине XX века многогранную деятельность проводили также еврейские общины ряда небольших городов и поселков края. В Вели­ком Бычкове еврейская община была основана в 1860 году. Она насчитывала 600 человек. В Великом Березном община была создана еще раньше — в 1797 году, первая синагога построена здесь в 1802 году. Из 100 тысяч чехословацких крон годичного бюджета 30 тысяч тратились на социальные и филантропические цели.

    Уроженцами и выходцами края были многие известные писатели и художники, ученые, артисты. Среди них ужгородцы — писатель Арпад Пастор, скульптор Марк Ведреш, публицист-редактор газеты «Zsidonéplар» («Еврейская народ­ная газета») Серени, педагог-историк Мор Хоровиц и другие. Широкой известностью пользовался живший долгое время в СССР уроженец Берегова Бейла Иллеш. Закарпатские корни также у выдающегося физика-атомщика Лео Силарда (в русской транскрипции Сцилард), у популярнейшего артиста театра и кино Бейлы Шаломона, у хирурга с европейским именем, директора Будапештской еврейской больницы Бейлы Молнара, и многих других. Всех их не пе­речесть.

В специфических условиях Закарпатья, где открытость и свобода сочетались со скудными природными ресурсами, сформировался тип людей, отличавшихся инициативностью и неуемной энергией, умением приспосабливаться к меняю­щейся обстановке. Этими качествами отличался уроженец закарпатского поселка Солотвино Людвиг Кох, в будущем известный как Роберт Максвелл, создавший после Второй мировой войны могучую медиа-империю. Можно по-разному относится к его головокружительной карьере, но отказать ему в исключительных способностях никак нельзя.

Даже из этих отрывочных сведений видно, что в Чехо­словакии 20-30-х годов в условиях демократии, построенной позападным образцам, обеспечивавшей свободу вероисповеданияи общественно-политической деятельности, наметилось по­ступательное движение на всех уровнях жизни общества, в том числе и еврейского населения. Эта положительная тенденция оборвалась в конце 20-х — начале 30-х годов, когда разразился мировой экономический кризис, нанесший боль­шой урон еще слабому хозяйству края. Но к середине 30-х годов последствия кризиса уже были, в основном, преодо­лены, и, как свидетельствуют статистические данные, на­метился новый подъем, хотя социальные проблемы, особен­но проблемы связанные с занятостью населения, полностью устранены не были.

    Однако период успешного экономического, политического, социального и культурного развития в жизни края, как и всей Чехословацкой Республики, был прерван осенью 1938 года Мюнхенским сговором западных держав с гитлеровской Германией, что впоследствии привело к ликвидации Чехословакии и ко Второй мировой войне, а затем и к Холокосту.