После освобождения Красной Армией, вернувшиеся евреи стали налаживать жизнь. В города и поселки возвращались истощенные, убитые горем от потери родных и близких люди. Они обращались в новые административные органы , созданные командованием и военными комиссариатами. Были созданы общественные столовые , пункты по выдаче са­мого необходимого - от одежды и обуви до материалов на ремонт домов. Через Румынию евреям помогал Джойнт. Так продолжалось до закрытия границ и присоединения Закарпа­тья к Советской Украине. Началась новая эпоха в жизни Закарпатских евреев.

    Вместе с Армией и для восстановления разрушенного хозяйства, в область приехали тыся­чи еврейских семей. Это были : врачи, педагоги, ученые, инженерно-технические специали­сты, писатели, музыканты, журналисты, военнослужащие. Их вклад в становление работы Университета, Техникумов, Музучилища, медицинских учреждений , школ, детских дошко­льных учреждений, в организацию работы, связи, электрификации населенных пунктов, промышленных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, легкой промышленно­сти, мелких артелей - неоценим. Здесь можно назвать имена врачей, профессоров, которые воевали с туберкулезом, зобом и рахитом, учителей, доехавших до самых дальних районов области , чтобы учить и малых и старых. Нельзя не упомянуть некоторые из этих фамилий:

Н.А.Айзенберг, Г.А.Котылянский, А.Ф.Рот, Ф.Б.Дворцин, Ш.А.Марголин, С.А.Абидор, Б.Г.Галинская, А.А.Туркельтауб, К.А.Крайслер, С.В.Иткис, О.Н.Подражанский, Ауслендер, М.Штернберг, Ф.Кривин, Тевелев, Берман, М.Роскин, И.Глюк и другие. Некоторые среди этих людей, были воспитаны коммунистической идеологией, и абсолютно не сберегли еврейские традиции. Многие скрывали свои корни, кое - кто менял фамилии, а во время войны утеряв документы, не стремились восстанавливать национальность. Так , в естественном сопоставлении появилось понятие "Местные" и "Восточные" евреи. Оно со­храняется и поныне, хотя не имеет такого болезненного оттенка, как в первые десятилетия. Местные евреи сохраняли традиции, ходили в синагогу, жили по законам Торы, хотя не все­гда делали это открыто. Восточные евреи, часто коммунисты - не могли этого делать, и как- бы открещивались от всего, что могло им навредить. Так было...

 

Попробуем показать динамику изменения численности евреев в Закарпатье:

Года

Всего

населения

Из них

Евреев

Процентное отношение ко всему населению

1869

400.1

45.2

11.3

1910

526.7

78.1

14.8

1920

604.6

85.9

14.2

1930

725.4

95

13.1

1946

820.5

6.99

0.85

1959

950.2

12.6

1.32

1970

1020.5

10.86

1.06

1979

1160.3

3.85

0.33

1989

1246.7

2.61

0.21

1994

1450.4

2.20

0.15

 

II. Возрождение традиций в Хэсэде

Но Независимая Свободная Украина и ее первый президент Леонид Макарович Кравчук - первым указом дали возможность национальным меньшинствам возрождать свои тради­ции и культуру. Для Закарпатья начались новые времена. Первая воскресная школа в Ужго­роде была еврейской, затем они появились в Мукачево и Хусте (в 1993 г.).Было организовано еврейское культурное общество. С благотворительной целью , при поддержке «Джойнта» в 1995 был создан у нас филиал благотворительного фонда «Маген Авот». К этому времени молодые волонтеры и пожилые люди из синагоги начинали готовить списки евреев, обсле­довать нуждающихся. Появились первые патронажные работники, первые подопечные. Первые ростки интереса к истории и традициям появились благодаря детям, которые прив­несли в свои семьи дух еврейства, почувствовав его в еврейских лагерях и школах.

Но разрозненными оставались многие местные и восточные евреи, жаждущие общения и стремящиеся к познанию своих корней. Живы и могут еще рассказать молодому поколению наши отцы и деды о традициях евреев. Еврейское самосознание, необходимость передать это молодежи и возможность молодежью принять эту информацию объединила поколения. И тогда , как естественная потребность удовлетворить разные жизненные интересы, пришел в еврейские дома Хэсэд. И если в настоящее время Хэсэд работает на средства «Джойнта», то в идеале и в будущем он должен стать самодостаточной организацией самостоятельной и

крепкой еврейской общиной. Само это слово носит объемное понятие - это Справедливость, Милосердие, Забота, то, что несет в сердца людей Тора : «Учитесь делать добро, поддержите угнетенного... и вдову, и сироту. Ищите добро в сердце своем!»

Вот когда пришло время вспомнить о традициях, которые соблюдали испокон веков евреи Закарпатья и , теперь, нет нужды специально насаждать основы иудаизма восточным евре­ям. Программы Хэсэда несут в себе законы «Шулхан Арух» - кодекса жизни каждого еврея и убеждают в правильности избранного нового пути. Наблюдая за ростом численности подо­печных и их семей, гордость наполняет душу. Ведь многие приходят стесняясь, робея, пото­му что трудно впервые произнести истину - « Я - еврей», а потом , становясь подопечными, находят тепло и доброжелательность, умение выслушать и вовлечь в жизнь еврейской об­щины.

Здесь, в Хэсэде и начинается возрождение идишкайт.

Что мы возрождаем?

Мы возрождаем организованную национальную жизнь, мы возрождаем структуры, кото­рые массу разрозненных людей превратили в часть народа. Взаимопомощь, любовь к ближнему, стремление к совершенствованию личности через знания и труд , - все это в на­ших лучших традициях, которым мы верны независимо от степени нашей религиозности. Там , где община и Хэсэд работают вместе, результаты получаются великолепные, община прочно становится на ноги, подопечные получают максимум того, что можно получить.

Община находится в пути, в развитии, мы многого достигли, еще больше предстоит сде­лать.Наша основная цель - сохранить себя, как часть еврейского народа. Для этого нам пред­стоит построить общину, которая опирается на древние принципы - идишкайт, волонтерство, и взаимопомощь.

Наш Хэсэд сравнительно мал, поскольку обслуживает маленькую область с небольшим количеством подопечных, но Душа его Велика, как велик наш маленький народ, который смог выжить после геноцида и остаться милосердным

Особое место в Хэсэде занимают волонтеры.В каждой программе есть люди, которые от­дают подопечным свою доброту, духовное тепло , свое умение и профессионализм.

Волонтеры: врачи- кардиологи, офтальмологи, сурдолог, хирурги, травматологи, система­тически, в назначенное время консультируют подопечных и их семьи. Группа здоровья для подопечных с болезнями опорно - двигательного аппарата работает в Областном физкуль­турном диспансере. Волонтеры-инженеры, мастера - умельцы, занимаются ремонтом при­способлений для подопечных, мелким ремонтом в домах. Волонтеры-любители собрали во­круг себя кружки по интересам : садоводы и рыболовы, изготовление мягкой игрушки и фи­тодизайн, библиотека Хэсэда и беседы о традициях и истории еврейского народа, песнях и культурных ценностях. Все это сближает людей и отвечает благородной цели помочь и под­держать нуждающихся ,но как говорит Тора "Тело человека -низшее, а душа -высшая", а еврейская душа возрождается не только у подопечных.

У Хэсэда есть верные помощники-спонсоры, а лучше сказать - меценаты, которые соглас­но законам Торы "Все евреи-братья", "Доброе сердце стоит всех добродетелей", постоянно помогают еврейской общине. Здесь и бывший узник концлагеря , а ныне депутат областно­го совета Герман Розенталь, член правления Хэсэд Шпира -из года в год выделяет средства на транспортные расходы для доставки к месту оздоровления еврейских детей в Венгрию.

А сын узников концлагерей Габор Гершкович - обеспечил подопечных будильниками, ручными и настенными часами. Бизнесмен Леонид Кесдер , имеющий деревообрабатываю­щий цех, безотказно выполняет заказы Хэсэда и помогает подопечным в ремонте их жилищ.

Из Казахстана в Хуст приехал молодой бизнесмен Владимир Басин. Он тесно сотрудничает с Хэсэдом, является инициатором многих добрых дел для подопечных.

    Из года в год вносит свой вклад в еврейскую общину грузинский еврей Анзор Тортуашви- ли, поставляя свою сладкую продукцию на все праздники, помогая оплачивать комунальные расходы Синагоги.

Мукачевский американец Алекс Ровт сделал все возможное для создания кошерной столо­вой , помог с помещением для Мукачевского представительства ОБФ «Хэсэд Шпира».

Компьютерным оснащением "Хэсэда Шпира" занимается фирма "Инфосфера". Сотрудни­ки ее - Юрий Ардо и Яков Харбаш - всегда готовы помочь нужными советами и практиче­скими действиями.

Много раз вносил свою лепту в работу еврейской общины и еврейских школ бизнесмен Петр Мермелштейн.

Очень важно, что традиции цдаки и мицвы находят отклик в душе молодых.Группа моло­дых бизнесменов, во главе с Феликсом Бирманом балуют подопечных традиционным в За­карпатье напитками - кофе, фруктовыми соками , минеральной водой.

Можно перечислять много добрых спонсорских взносов и много добрых слов, сказанных в их адрес. Но важно другое. Все программы Хэсэда, а их становится все больше - способ­ствуют духовному единству евреев Закарпатья .И в этом видит свою задачу орг анизация и ее руководство.

Закарпатская область- - сложный участок работы для региональной программы, которую возглавляет Ю.Галперт - достойный продолжатель многовековой династии Галпертов ; из­вестных как уважаемые, достойные, умные, дипломатичные люди.

Вместе с программой "Питания" и "Медицина" - работники Хэсэда и волонтеры добира­ются в отдаленные районы и села , чему способствует региональная программа и кураторы на местах. Вместе с водителями, вездесущими помощниками , безотказно служат они идее добра, надежды и сострадания. В снег и зной, дождь и непогоду, готовы прийти на помощь подопечному в отдаленные районы области сотрудники Закарпатского Областного Благо­творительного Фонда «Хэсэд Шпира».

В течении 40 лет живет в горном поселке городского типа Великий Березный Михаил Яковлевич Настаскин. Единственный на всю округу еврей ,который после смерти сестры ос­тался одиноким. Восьмидесятилетний слепой учитель- пенсионер. С какой радостью встре­чает он приезд хэсэдовской машины с шутником -водителем Мишей Рингелом, которого знают во всех районах. У него много просьб, и порой трудно сказать, кто больше счастлив - тот, кто смог чем-то облегчить тяжелую жизнь М.Настаскина или он сам - пожилой одино­кий учитель, в дом которого пришел магнитофон, продовольственные посылки, патронаж­ная сестра и многое другое.

Рассказывает о своем житье-бытье, получает медикаменты и починенную бритву, лампу дневного освещения, продуктовый набор и делает новый заказ на свои нужды. Патронажная работница приходит с покупками, убирает в доме, готовит. Чувствуется, что при всех труд­ностях возраста и жизни светлый ум , тяга к общению, у старого интеллигента не иссякает. А всем приехавшим доставляет удовольствие общаться с ним. Скоро ему предстоит операция- удаление катаракты и программа "Медицина" берет его под свой контроль.

В селе Русская Мокрая, что на Тячевщине, в самой дальней точке Закарпатсой области, больше всего пострадавшей от наводнения, проживает одинокая семья Матевич. Пожилой человек, бывший узник, не знал о возможности получить пенсию как бывший узник. Он не имел всех нужных документов и не знал , как их восстановить. Кроме этого , у него появи­лись страшные боли в пальце ноги. После тщательных поисков всех нуждающихся, в каж­дом уголке области, сотрудники Хэсэда не только нашли эту семью , но и помогли с реше­нием всех жизненно важных вопросов. Жизнь человека сегодня вне опасности. За время пребывания в стационаре ему помогли и с оформлением документов по пенсии. Ощущение удовлетворения не покидает не только А.Матевича, но и всех, кто смог принять посильное участие в оказании ему помощи -Н.С.Рудман, Ю.Э.Галперт, Р.Соскида , и конечно , води­тель М.Рингел, который не только своевременно осуществлял доставку, но и оказал по­сильную материальную помощь из своих личных средств и моральную поддержку. Действи­тельно для них «Гмилут хасадим» -добрые дела,-необходимость.

Программа "Клуб",которую сегодня возглавляет В.Ф.Дворцын,- одна из самых ярких про­грамм.

Многочисленные мероприятия , проведения Шаббата для подопечных и волонтеров, праздники "Ханука", "Ту би Шват" "Пурим", "Сэдэр -Песах", "Шавуот", различные фести­вали с привлечением большой аудитории во всех городах помогают утверждению идиш- кайт. Особенность менталитета евреев Закарпатья в том, что духовная пища преобладает над материальными потребностями. Люди спешат на мероприятия клуба, предвкушая сла­дость общения. Особенно хорошие слова хочется сказать подопечным, которые с большим желанием делятся своими воспоминаниями о прошлом. Причем и местные и восточные ев­реи стремятся поделиться наболевшим и поучительным жизненным опытом. На воскресных встречах и в теплых домах, которые устраиваются в домах подопечных, герой войны, раз­ведчик, Семен Махлин, увлеченно рассказывает как освобождал пол-Европы, а главное За­карпатье, а потом восстанавливал народное хозяйство города Берегово, горного Воловца, а позже-Ужгорода. Не смотря на свои 79 лет этот небольшой, удивительно подвижный чело­век, перенесший операцию на сердце, активно продолжает работать , теперь уже председате­лем правления "Хэсэд Шпира".

Инвалид войны -Григорий Абидор, оставшись без руки, внес весомый вклад в народное хозяйство Закарпатья . А ныне неугасимый юмор старого одессита ( учился там) и оптимизм поддерживает многих в трудную минуту.

Замечательный Ладислав Рингел, узник концлагеря, юморист и рассказчик. В прошлом бухгалтер, имеет удивительно тонкий художественный вкус. Его навыки столяра- краснодеревщика дали ему возможность воплотить в жизнь любовь к теплому дереву. А скульптурные композиции несут суть его мировоззрения, любовь к Карпатам. Среди графи­ческих работ особенно выделяется удивительная работа - ужгородская Синагога.

Среди многих подопечных, которые участвуют в мероприятиях клуба, нельзя обойти вни­манием певунью Гелену Гершкович. Жизнь этой женщины из многодетной семьи - целая книга. Вместе с сестрами она прошла страдания концлагеря Биркенау под Аушвицем. К счастью 4 из них живы и сегодня. Тяга к образованию помогла Гелене освоится в мире Со­ветского Закарпатья. Она даже стала директором обувной фабрики в Ужгороде. К сожале­нию, сейчас она испытывает некоторый разлад памяти, но оптимизм этой женщины вызыва­ет глубокое уважение всех окружающих. Тех. кто не однажды горячо принимал исполнение Геленой трогательной еврейской песни "Идише Маме".

А Эрнест Галперт, узник концлагеря , человек , выстоявший все удары судьбы - главный советчик по вопросам истории, традиций, культуры . Обладая прекрасным литературным да­ром, он является автором опубликованных в газете "Еврейские Вести" воспоминаний о Му- качеве, бывшем центре традиций, религии и культуры Закарпатских евреев. И именно он с женой - инициаторы создания фонда помощи неимущим из «немецкой пенсии». Они явля­ются не только подопечными Хэсэда, но и его спонсорами. Как знамя несут они святой За­кон цдаки , делая посильный вклад в благородное дело.

И как трогательно было видеть сидящих за столом в честь 55- летия Великой Победы пле­чом к плечу Героев Войны с победными орденами и узников концлагерей и гетто - с орде­нами навечно нанесенными на натруженные руки седовласых героев... и срывающийся го­лос в тишине памяти " Как мы ждали Вас". Это С.Махлин и Э.Галперт, Г.Липницкий и Л.Рингел, Я. Пальчиц и Э. Видер...

Нас очень радует, что синагогу посещает все больше людей , особенно растет число детей, чьи семьи вновь ощутили себя евреями. Благодаря поддержке «Джойнта» и местных спон­соров в настоящее время произведен ремонт дествующих синагог в Ужгороде , Хусте, Ви­ноградове, Берегово, Мукачево.         Газеты, статьи , семейные реликвии.

Старые фотографии, предметы быта, которые для участия в фестивале еврейской книги приносили наши бабушки и дедушки, развешивали на стендах и плача, рассказывали о тра­гедиях большинства еврейских семей, пострадавших от Холокоста. На сегодняшний день в Закарпатской области проживает 92 бывших узников концлагерей и гетто .Это живая исто­рия нашего народа, которой есть что рассказать молодежи. Наши дети должны это помнить.

они должны об этом знать. Тяжело нашим старичкам рассказывать о большой семье, кото­рая погибла в Освенциме, за каждой фотографией, каждым предметом - традиции семьи. И эта пожелтевшая от времени газета - это свежий глоток идишкайта, это нужно всем для осознания своего места в истории, для еврейской самоидентификации.

Проводя семейные лагеря, в которых дети пытаются воспроизвести генеалогическое дерево своих родителей, а родители изучить традиции, песни, исторические факты нашего народа, невольно думаешь - вот оно возрождение. Все это идет от сердца к сердцу.

Программа "Питание" с ее энергичным руководителем Н.Лустиг.

Разве не из общественных кухонь для неимущих родилась эта программа ? В Торе сказано : "Когда человек питается, он выполняет материальную обязанность . Когда же он заботить­ся , чтобы и его товарищ имел чем питаться, он выполняет моральную обязанность. Так дей­ствует программа , в которой есть "Горячие обеды", "Обеды на дом", "Продуктовые набо­ры", "Питание для больных в стационаре". Всегда вовремя привозит обеды волонтер Н.Галушко в Ужгороде, и с добрым словом передаст их старикам.

Во время обедов в столовой старики успевают пообщаться, что немаловажно в их возрасте. А для тех, кто получает посылки - это неоценимый вклад, учитывая, что многие уже просто не в состоянии принести себе эти продукты.

Вот где действительно идишкайт, благодаря Хэсэду , объединяет местных и вос­точных евреев, старых и молодых, бедных и не очень , в одно понятие - община. Да! "Все евреи ответственны друг за друга".

И выполняется еще одна Мицва, которую свято соблюдали евреи- сироты ходили в семьи обедать. Община строго относилась к своим обязанностям помогать сиротам . Скольким де­тям удалось выжить и выучиться благодаря этим обедам !

Огромное значение имеет программа "Патронаж", руководит ею Н.С.Рудман. Это чело­век сведущий, проживший немало, к которому идут за советом молодые. Желание протянуть руку помощи ближнему свято. В патронажной службе работают люди разных национальностей. Работают добросовестно и безотказно, облегчая жизнь малопод­вижным и лежачим. У этой службы есть одна особенность. Среди наших подопечных есть люди, которые до сих пор говорят по венгерски, по швабски, по румынски, по словацки, и общение с ними бывает затруднено. Поэтому так важно . что в патронаже работают люди, которые хорошо знают языки и стараются облегчить общение с работниками Хэсэда, мест­ными властями, коммунальными службами. Так работает программа в венгерских районах и Берегово. Куратор Э.Голдбергер - бывший литейщик, работавший долгие годы с металлом. Как мягко он умеет подойти к старикам, организовать проведение праздника и тем самым ощутить свою причастность к большому делу - еврейской благотворительной деятельности. .В.Вайсерман - куратор Раховского и Тячевского районов, большой друг евреев , которые говорят по - румынски .Пользуясь своими знаниями венгерского языка работает Ужгород­ский патронаж (З.Такач) и Мукачевский патронаж(Е.Иванив).

Программа "Мокед Локашиш ", руководитель Г.Я.Милкис.

Этот душевный человек с прекрасным чувством юмора тактично расспрашивает о про­блемах каждого подопечного и находит возможности их решить.

Традиционно занимаемся реабилитационным оборудованием, вспомогательными средст­вами передвижения, устройствами для облегчения процедур личной гигиены и т.д. Под ру­ководством специалистов, волонтеры, и многие подопечные помогают малоподвижным и лежачим , используя различные приспособления. Сборкой занимаются волонтеры, кладов­щик Хэсэда Ю.Такач, и руководитель программы. Но организация взаимопомощи между подопечными - вот залог успеха! «Открой ему руку свою», говорит о благотворительной деятельности Тора, и мы следуем ее предписаниям.

    Близость границ дает этой программе возможность знакомиться с новыми образцами техни­ки для инвалидов и оснащением для тяжелобольных и лежащих. По возможности сотрудни­ки этой программы стараются получить новую информацию об использовании различных приспособлений.